Ехать в Ватикан изначально планировали рано утром, к открытию, но конкретного дня назначено не было. И вот этот день настал! Возможно кто то и улыбнется прочтя эти строки, но я и вправду испытывал некое волнующее чувство от приближения этого момента, хотя вовсе и не являюсь очень религиозным человеком, да и не считаю католиков близкими по вере людьми. Несмотря на всё это волнение и некое предвкушение чего то значительного явно присутствовало. Может и из-за этого мы и не ринулись сюда в первый же день, хотя и могли. Еще мы запланировали визит не на выходной, на всякий случай.
Поднявшись и позавтракав, вкусно как всегда, отправились на метро до станции Ottaviano, и по одноименной улице via Ottaviano дошли до площади св. Петра и Собора. Вход на купол открывается с 8 часов, к этому времени мы и приехали. Народ начал подтягиваться, но очереди большой еще не было. Мы взяли билеты по 7 евро на лифт, и за пять минут дождались подъема. Если кто-то не уверен в своих силах, лучше взять лифт! Мы были уверены, и нам хватило и тех ступенек, что ведут от лифта на самый верх.... На самый верх - только пешком, а подъем идет по спирали и если вначале ширина лестницы достаточная, то по мере подъема ширина её заметно сужается. На лестнице установлены кнопки вызова помощи и судя по всему не зря. Последний участок преодолевается бочком и под заметным наклоном внутрь, даже становится немного не по себе, двигаешься "приставным" шагом и думаешь о прочности внутренней стенки. Однако творение самого Микеланджело явно не подкачало. Жаль только фотографировать плохо, всё интересное затянуто сеткой наглухо.
Вид сверху - один из самых впечатляющих, что я вообще видел за свою жизнь. Насладившись вдоволь пополняем запасы воды и сувениров в магазинчике, что ярусом пониже, отправляем здесь же, на куполе, почту, а как без нее, и спускаемся вниз, переходя от внешнего осмотра к внутреннему.
В дохристианскую эпоху на Ватиканском холме располагался цирк Нерона, где и был распят апостол Петр в период с 64 по 67 год. Его тело было захоронено поблизости и
спустя 250 лет император Константин воздвигает над могилой базилику.
Время шло, папы переехали в Авиньон, базилика обветшала. Папа Николай V (1447-1455 годы) решил отреставрировать и перестроить базилику и призвал для этого
Росселлино, но смерть папы не дала завершить строительство. Папа Юлий II (1503-15013 годы) поручает Браманте сделать новый проект. Затея эта растянулась аж на
176 лет, архитекторы и проекты менялись как в калейдоскопе. Проекты с формой греческого креста сменяли латинский крест и наоборот. Свою руку приложили и Рафаэль
Санти и Микеланджело, спроектировавший сооружение с центральным и четырьмя боковыми куполами, который впрочем не дожил до завершения строительства главного купола,
который заканчивал Джакомо делла Порта, и даже Бернини создавший современный облик площади перед собором.
В начале XVII века, по указанию папы Павла V, Карло Мадерна удлинил восточную ветвь креста, пристроив трёхнефную базиликальную часть, собор таким образом вновь
принял форму латинского креста, и построил фасад, закрывающий вид на купол. Аттик фасада украшают статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов.
Снаружи вижу статую армянского святого.
Памятник самому известному святому Армении создал французский скульптор Хачик Газанчян. Памятник был торжественно открыт 19 января 2005 года в честь 1700-летия
принятия христианства в Армении. Освятил его армянский католический Патриарх Киликийский Нерсесо Бедросо ХIХ Тамруни.
Григор Лусаворич, или Григорий Просветитель, был первым епископом и инициатором строительства главного армянского христианского храма Эчмиадзин в 302 году. Римская
Католическая Церковь канонизировала Григора в 1837 году.
Святая дверь замурована бетоном изнутри и открывается каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет. Внутри в бетон вмурован небольшой квадратный ящичек, в котором хранится ключ от двери.
Времени на первый раз было маловато, но мы успели многое посмотреть. Переходим внутрь.
Автор огромного, 29-и метрового балдахина - Бернини. Заказчиком выступал папа Урбан VIII (Барберини). На создание балдахина потребовалось грандиозное количество бронзы. Того метала, что был доставлен из Венеции и Ливорно не хватило, и часть была снята с купола самого собора, а также были разобраны опоры портика Пантеона и был снят барельеф с фронтона. Говорящая статуя Pasquino изрек по этому поводу: "Quod non fecerunt Barbari fecerunt Barberini - что не разрушили варвары, разрушил Барберини".
В центральной апсиде находится Кафедра св. Петра, созданная Бернини по заказу папы Александра VII. Престол украшен троном из бронзы, который несут отцы Церкви - Амвросий и Августин от римской церкви, Афанасий и Иоанн Златоуст от греческой. В центре композиции овальное окно с голубем в середине - символ Святого Духа, божественного источника папской непогрешимости.
Пьету называют одним из "чудес" непонятного мне искусства.
В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело, самая известная скульптура на религиозный сюжет и самое выдающееся художественное произведение в соборе —
Пьета, высеченная из одного цельного куска каррарского мрамора. Микеланджело получил заказ 26 августа 1498 года от французского посла, кардинала Жана Билэра, когда
ему еще не было и 25 лет от роду. Скульптура предназначалась для надгробия кардинала, который не дожил пару лет до окончания работы, состоявшегося около 1500 года.
Пьедестал для скульптуры выполнил Франческо Борромини в 1626 году.
В 1972 году статуя подверглась нападению вандала. Австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший что он Христос, нанес удары кайлом.
Потребовалась реставрация, после которой перед скульптурой установили пуленепробиваемое стекло.
Авторство этой бронзовой скульптуры XIII века приписывается Арнольфо ди Камбио. Статуя считается чудотворной и всегда окружена паломниками. Зевак тоже хватает. Каждый год 29 июня, в день памяти апостола, его статую облачают в одежды.
Еще немного видов внутри. Возможно когда ни будь вернусь сюда и сделаю обзор получше..
Перед собором величественная площадь. Приезжать сюда лучше пораньше, к тому моменту, как мы покидали собор, площадь уже была изрядно наполнена народом, а очередь "внутрь" загнулась по кругу.
Площадь разбита по проекту Бернини в 1656-1667 годах. Площадь обрамляет колоннада в виде двух полукружий, состоящая из 284 тосканских колонн в четыре ряда. Верх колоннады украшен фигурами святых и мучеников. Если смотреть сверху, то колоннада и собор образуют "форму ключа Св. Петра".
На площади находится пожалуй самый известный и фотографируемый пост охраны. Гвардейцы с каменными лицами позируют тысячам зевак в своих попугаистых нарядах. Хотя достоверных данных нет, но их привлекающий внимание костюм приписывают самому Микеланджело.
Так и представляю себе картину... Микеланджело, ну предположим, раз уж он тут долго проработал, четыре года расписывает Сикстинскую капеллу. Утром идет на
работу, а ему начальник охраны:
- Куда, стоять!
- Да я вот Микеланджело, расписываю тут...
- Пропуск! Что несешь? На досмотр!
- Ну у меня тут кисти, краски... всё такое...
- А тут что?
- Ну бутерброды там, чай, покушать то надо...
- Не положено!!
И так все четыре года. Каждый день. И на выходе тоже пропуск, досмотр, ощупывание, похлопывание... И вот как-то расписывает он потолок, заканчивает уже, и тут
проходит мимо папа Юлий II и говорит: "Да! Красота получилась! Я вот тут что еще подумал: ты когда к нам заходил, видел там на входе охранники наши стоят? Ну
вот, смотрю я на них и думаю, какая то форма у них мрачная, чёрная вся, может ты заодно и костюмчик им поприличней сочинишь?".
Cohors pedestris Helvetiorum a sacra custodia Pontificis — Пехотная когорта швейцарцев священной охраны Римского папы. Основана в 1506 году по распоряжению папы Юлия II, который вел непрерывные военные действия на протяжении всего своего понтификата. Официальной датой создания гвардии считается 22 января 1506 года, когда папа устроил приём в честь первых гвардейцев.
На площади еще одна статуя Святого Петра.
Статуя апостола Петра создана в XIX веке и установлена при папе Пие IX. Апостол держит в правой руке два ключа, а в левой развернутый свиток, на котором написано: "Et tibi dabo claves regni Caelorum" - "И дам тебе ключи Царства Небесного".
Еще на площади установлены два фонтана. Они кажутся одинаковыми, но имеют различных авторов.
Один из фонтанов создал Альберто да Пьяченца. Позже он был перестроен в 1516 году Карло Мадерна, второй же фонтан создал Бернини по модели первого, чтоб не нарушать симметрию площади.
В середине установлен очередной египетский обелиск.
Обелиск привезли в Рим из Египта во времена правления императора Калигулы в 37 году. Согласно описанию Плиния, происхождение его - из Гелиополя. Позже обелиск
возвышался на Форуме Юлии Александрийской в Египте, а в Риме был установлен в центре Цирка Нерона. Обелиск оставался на установленном месте и после запустения
Цирка, до периода образования там некрополя, а впоследствии - возведения древней Базилики Святого Петра.
В 1586 году по приказу папы Сикста V и под руководством архитектора Доменико Фонтана обелиск был перевезен и установлен в центре площади Собора Святого Петра.
Установка обелиска была назначена на 10 сентября 1586 года. Сначала обелиск поместили и закрепили на монолит, а затем с помощью специального сооружения,
оснащенного лебедками и роликами положили на землю. Операцией руководил Доменико Фонтана, для нее потребовалось 900 рабочих, 140 лошадей и 44 лебедки. Все подходы
к площади заблокировали, зевакам и любопытной толпе запрещалось издавать какие-либо звуки под страхом смертной казни. Распоряжения отдавались при помощи рупора,
барабанов и сигнальных флажков. Аккуратно и медленно поднимали обелиск на пьедестал, но во время подъема поддерживающие его канаты ослабли и это грозило падением
обелиска. Все замерли в ужасе и гробовой тишине… и в этот момент, в нарушение запрета, раздался голос из толпы : "Воду на канаты!". Это был капитан корабля
Доменико Бреска из Сан Ремо. Он отлично знал, из своего опыта, что когда канаты намокают, они стягиваются. Так обелиск был установлен, а капитана Бреска вызвали к
папе. Тот похвалил капитана и спросил, чем он мог бы отблагодарить его. В ответ капитан попросил разрешения привозить в Ватикан ветви пальм в Пальмовое
воскресенье, предшествующее Пасхе.
Обелиск остался нетронутым в смутные времена, возможно благодаря легенде, гласившей что в шаре, на вершине обелиска, находился прах Юлия Цезаря. Шар позже был
заменен на навершие с крестом и ничего внутри не обнаружили, однако, поместили его в Капитолийские Музеи.
Обелиск является вторым по высоте после Латеранского, его высота составляет 25.5 метра, с постаментом и крестом на вершине так и все 41 метр. Он является
единственным обелиском, который не был поврежден и единственным, не содержащим надписей. Поверхность его девственно чиста.
От обелиска расходятся линии из травертина с кругами. С помощью них его можно использовать в качестве солнечных часов или астрономического инструмента.
Осмотрев Собор и всё что доступно вокруг решили таки пойти в музеи Ватикана. Пришлось постоять уже в очереди на жуткой жаре часа так полтора - и мы внутри. Сказать что тут интересно - не сказать ничего. Обойти всё это разом не выйдет всё равно. Мы выбрали то, что хотелось в первую очередь: Сикстинскую капеллу, станцы Рафаэля, про которые мне Зайца! все уши прожужжала, египетский зал, картины, в зал Этрусков мы не успели... Ну и не расстроились, поскольку если придется вернуться в Рим, это будет №1 в списке.
Строительство Ватикана началось с IV века, когда был заложен Собор св. Петра и возведена резиденция первосвященника. В IX веке были построены крепостные стены, а
в XIII веке новая папская обитель. С приездом в 1377 году папы Григория XI (1370–1378) началось строительство дворцов.
При папе Николае V выстроено квадратное в плане здание, окружающее Кортиле дель Паппагалло (Двор попугаев) под руководством архитекторов Альберти и Росселлино, а
также присоединена к резиденции капелла Никколина, посвященная Св. Стефану и Св. Лоренцо. Сикстинская капелла была создана при папе Сиксте IV (1471–1484) с 1473
по 1480 архитектором Джованни де Дольчи. При папе Александре VI (1492–1503) была построена башня Борджиа.
По поручению папы Юлия II (1503–1513) Браманте соединил дворцы Николая V и Иннокентия VII, в результате чего возник Двор Бельведера, построил Лоджии Двора Сан
Дамазо, позже расписанные Рафаэлем Cанти. Тогда же Микеланджело расписал своды Сикстинской капеллы. При папе Павле III (1534–1549) архитектор Антонио да Сангалло
Младший построил Капеллу Паолина, Зал Дукале и Зал Реджа. При папе Урбане VIII (1623–1644) Джованни Лоренцо Бернини возвел Скала Реиа и залы Паолины в Библиотеке
и Архивах.
При папе Пие XI (1922–1939) Латеранский договор признал образование суверенного государства Ватикан и за ним признавалось право собственности на произведения
искусства, с обязательством показа их для публики. Для входа зрителей в 1932 архитектором Джузеппе Момо был построен монументальный вестибюль и двойная винтовая
лестница. Всего площадь экспозиций составляет около 40 квадратных километров, а длинна маршрута - 7 километров. В состав музеев входят:
Григорианский Этрусский музей - предметы быта этрусков, древнегреческие сосуды;
Ватиканская библиотека - собрание древних рукописей;
Музей Пио-Кристиано - собрание раннехристианских произведений искусства из римских катакомб;
Ватиканская пинакотека - византийская и европейская живопись XI—XIX веков;
Музей Кьярамонти - античная скульптура;
Исторический музей - выставка карет;
Коллекция современного церковного искусства - современное религиозное искусство;
Этнологический миссионерский музей - религиозные культы разных стран мира;
В Папском дворце:
Апартаменты Борджиа - часть коллекции современного религиозного искусства;
Сикстинская капелла;
Капелла Никколина;
Станцы Рафаэля;
Галерея географических карт;
Галерея канделябров;
Галерея Арацци;
Лоджия кардинала Бибьена;
Зал колесницы - мраморная римская колесница I века до н.э.;
Во дворце Иннокентия VII:
Музей Пия-Климента - греческие и римские скульптура и мозаика;
Григорианский Египетский музей - египетское искусство из Рима и окрестностей;
Зал Кьяроскури;
Лоджии Рафаэля;
Башня Борджиа;
Дворец Николая V;
Лоджии двора Сан Дамазо;
Капелла Урбана VIII;
Зал Дам;
Зал Богородицы;
Папские апартаменты;
Дом Святой Марты;
Зал Собиески;
Зал Иммаколата.
Здесь я нарушу хронологию, и пройдусь в той последовательность, как сфотографировал с купола. Первой оказалась Сикстинская капелла. Надо заметить что добраться сюда не просто. Капелла в самой дальней части и тут толпа народа. На входе и выходе дежурит охрана и фото запрещены. Как говорится если нельзя но очень хочется .. То есть если снимать, делая вид, что не снимаешь а просто держишь фотоаппарат странным образом, ничего страшного. И даже если, как я под конец сделал, снимаешь, то тебе просто сделают замечание, ну в крайнем случае попросят выйти. А ты же всё равно уже закончил осмотр и уходишь...
Сикстинская капелла была построена в 1473—1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, на месте "Великой капеллы", в которой некогда
собирался папский двор. Постройка была значительно укреплена и в 1481—1483 годах её стены были расписаны Сандро Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли,
Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давидом Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д'Антонио по заказу папы Сикста IV. До наших дней из 16 фресок
сохранились 12. В 1508—1512 годах Микеланджело расписывал потолок по заказу папы Юлия II, а в 1536—1541 годах, уже по заказу папы Павла III, Микеланджело расписал
алтарную стену знаменитой фреской "Страшный суд".
Капелла была освящена 15 августа 1483 года в честь Вознесенья Богородицы. С 1492 года в капелле проходят конклавы, на которых кардиналы избирают нового папу
римского. На первом был избран папа Александр VI.
Благодаря работам выдающихся художников Сикстинская капелла является уникальным памятником.
Рядом здание, которое с трудом удалось определить, да и то я не уверен.
Поднимаясь вверх видим Казину папы Пия IV.
В 1801 учёный аббат Феличиано Скарпеллини возродил Академию деи Линчеи (Accademia dei Lincei, "Академия рысьеглазых"), старейшую академию наук республики, однако до 1847 года, когда папа Пий IХ утвердил устав Папской академии, она оставалась только на бумаге. Основателем современной академии стал папа Пий XI в 1936 году. Цель Папской академии в исследовании математики, физики и естественных науки в свете религии.
Еще выше - часть музеев Ватикана Пинакотека. Сфотографировал я её снаружи, а зависли мы основательно внутри, поскольку именно тут впечатляющий зал с работами Рафаэля, так любимого Зайцей!, да еще и превосходно выставленных.
Коллекция произведений живописи, открытая для посещения публики была основана папой Пием VI во второй половине XVIII века. Изначально произведения хранились в папских покоях, 19 марта 1908 года состоялось открытие пинакотеки в крыле Бельведерского дворца. Современное же здание было открыто 27 октября 1932 года. В 18 залах расположились работы в основном итальянских мастеров, и уж точно все - на религиозные темы. Из имен выделяются Леонардо да Винчи, Тициан и Рафаэль, последнему посвящен целый зал.
Далее по кругу не столь значительные постройки внутри самого Ватикана.
Монастырь Mater Ecclesiae был основан папой Иоанном Павлом II, для того чтобы иметь группу монахинь внутри Ватикана, которые молятся за Папу и Церковь. Здание было построено между 1992 и 1994 годами на месте административного здания полиции Ватикана. Постройки монастыря включены в Леонинскую стену. Каждые пять лет менялись монашеские Ордена и соответственно насельницы, владеющие монастырем. Однако просуществовал он недолго. В ноябре 2012 года начались ремонтные работы, а 27 февраля 2013 года было объявлено, что монастырь будет служить резиденцией Папы Бенедикта XVI после его отставки. Папа римский на покое Бенедикт XVI переехал в монастырь 2 мая 2013 года.
Интересно здание вокзала, от которого начинается самая короткая в мире международная ветка ЖД транспорта.
Пути, две линии по 300 метров, и станция были построены в период правления папы римского Пия XI. Здание вокзала было построено между 1929 и 1933 годами по проекту
архитектора Джузеппе Момо. Первый локомотив въехал в Ватикан в марте 1932 года, но станция была официально открыта 2 октября 1934 года.
Путь на Ватикан ответвляется от главного хода Тирренской железной дороги возле станции Roma San Pietro. Две створки 35.5 тонных сдвижных ворот, закрывающих проезд,
находятся в нишах стен Ватикана. На линии нет регулярного движения, большинство перевозок - грузовые, однако иногда папы совершают от сюда в основном паломнические
поездки.
Двигаясь от Собора св. Петра к музеям, проходим мимо церкви св. Анны. Вход на прилегающую территорию также охраняется швейцарскими гвардейцами, но форма у них попроще, еще до работы Микеланджело :-)
Приходская церковь в Ватикане. По собственной инициативе 20 ноября 1565 папа Пий IV разрешил Архибратству Папских Конюхов построить церковь рядом с Апостольском
двором. Началось строительство в том же году. Церковь была одной из первых в Риме эллиптического плана. Проект был атрибутирован принадлежащим архитектору
Джакомо да Виньола. Строительство затянулось из-за финансовых трудностей братства. После смерти Виньолы за дело взялся его сын Джацинто Бароцци.
Церковь была освящена в 1583 году с временной крышей. Фасад, который приписывают Борромини, был завершен между 1700 и 1721 Алессандро Спеччи, купол же был построен
в 1763 году, а всё строительство завершено в 1775 году.
Храм принадлежал Архибратству до подписания Латеранского договора в 1929 году. Папа Пий XI сделал церковь приходской с Апостольской Конституцией 30 мая 1929 года,
служение в приходе было поручено Ордену августинцев. В свою очередь Архибратству была предоставлена церковь Санта-Катерина-делла-Рота как новая штаб-квартира.
Перескакиваем еще раз "через стенку" и попадаем в маленький, но интересный двор. Да и еще конечно это двор Этрусского музея, в который мы опоздали...
Двор окружен портиком, поддерживаемым 16 гранитными колоннами. Некогда двор был квадратным и назывался "Двором статуй". Здесь находятся замечательные по красоте
саркофаги и несколько всемирно известных статуй.
Лаокоон - скульптурная композиция I века н.э., изображающая жреца Лаокоона и его сыновей, пытающихся освободится от двух змей.
Гермес - римская копия оригинала Праксителя (IV век до н.э.).
Ну и конечно он - Аполлон Бельведерский - римская копия древнегреческой бронзовой статуи.
Еще один "скачок" и мы в апартаментах Юлия II, расписанных великим Рафаэлем. Зайца! про них мне все уши прожужжала! Народу - тьма, и не только внутри, но и на подходах. Чтобы нормально посмотреть, надо запастись терпением.
Станца - это просто комната. А Станцы, расписанные Рафаэлем в 1508 - 1525 годах, это личные покои папы Юлия II, находящиеся над покоями его предшественника,
Александра VI Борджиа, которого он всей душой ненавидел. Комнаты небольшие, три из них расписаны Рафаэлем с учениками, четвертая - учениками по эскизам мастера и
была закончена уже после его смерти.
Станца делла Сеньятура 1508-1511 годы, тема - духовная деятельность человека. Содержит четыре фрески: "Афинская школа" изображает спор об истине греческих
философов Платона и Аристотеля, среди слушателей множество известных персон (Сократ, Диоген, Пифагор, Гераклит с чертами лиуа Микельанджело, Евклид с чертами
Браманте, Птолемей и Зароастр, с которыми беседуют юноши, похожие на самого Санти и его предшественника по росписи Содомы), "Диспут" - спор о таинстве причастия,
утверждающий превосходство религии и духа, "Парнас" представляющий поэзию с Аполлоном в центре и "Мудрость, умеренность и сила" изображающая правосудие. Комната
была папским рабочим кабинетом и здесь собирался совет духовных лиц.
Станца д’Элиодоро 1511-1514 годы, тема - покровительство высших сил священнослужителям и церкви. Фрески "Изгнание Гелиодора из храма" с ветхозаветным сюжетом о
всаднике, изгоняющем вора, пытавшегося ограбить Иерусалимский храм, "Месса в Больсене" посвящена чуду 1263 года, когда священник, сомневающийся в том, что хлеб и
вино являются плотью и кровью Христовой во время богослужения увидел как хостия в его руках покрылась кровью, "Изведение Петра" или освобождение св. Петра из
темницы, на ней самому Петру приданы черты Юлия II, "Встреча Льва I и Атиллы" также изначальна писалась с папы Юлия II, но после его смерти портрет был подправлен
в "сторону" приемника, Льва X.
Станца дель Инчендио ди Борго 1514-1517 годы, тема - история папства. Фреска "Пожар в Борго" изображает чудо, когда в 847 году в Борго произошёл пожар, а папа Лев
IV остановил его, осенив крестом толпу, бегущую от пожара.
Станца Константина 1517-1525 годы, тема - победа христианства над язычеством. Четыре фрески изображают эпизоды из жизни Константина. "Видение креста", "Битва у
Мильвийского моста", эскиз которой принадлежит Рафаэлю, "Крещение Константина" и "Дар Константина". Работы над этой комнатой начались за три года до смерти Рафаэля
и мастер по всей видимости практически не принимал участия в работе. Заканчивали роспись Джулио Романо, Франческо Пенни и Рафаэллино дель Колле.
Внутри Ватикана есть три, открытых публике, двора в которых можно отдохнуть от осмотра. Один из них - двор Шишки, хорошо хоть сосновой. И еще тут установлено своеобразное вращающееся "Око Саурона". Всегда догадывался, что оно должно быть где-то здесь!
С одной стороны двора, в торцевой стене дворца, в 1560 году архитектором Пирро Лигорио была устроена полукруглая ниша. В нее поместили бронзовый римский фонтан I
века в виде огромной сосновой шишки, давший название всему двору.
С другой же стороны внимание привлекает современное творение скульптора Арнальдо Помодоро, подаренное автором в 1990 году, при папе Иоанне Павле II. Эта "Сфера в
сфере" - два шара, один внутри другого, вращающихся с разной скоростью. В трактовку, коих полно, углубляться не буду.
Выход из музеев сделан по потрясающей по красоте лестнице.
Построена по проекту известного итальянского архитектора Джузеппе Момо, и открыта для публики 17 декабря в 1932 года. Антонио Мараини сделал для нее бронзовые панели.
С Ватиканом мы распрощались. Одна фотка напоследок, с того же Собора сделанная. После музея стали искать ужин. Зайца! вычитала где-то в интернетах про уютное кафе недалеко от Ватикана, где подают домашнюю еду на клетчатых скатёрках, который так кто-то нахваливал. Мы его нашли. Адрес и название канули в лету, но оно на виа Оттовиано. Мебель жуткая, грязно, нас вышла встречать хозяйка необъятного размера в фартуке, на котором "бережно хранилась вся многолетняя история заведения". Только окровавленного топора для мяса в руках не хватало. Я понял, что не смогу ткт есть. И еще пытался рядом купить карту памяти для фото. Цена - в несколько раз выше разума! Лучше рядом тут ничего не трогать...